КАТАЛОГ
Сегодня в Москве

LUIGI XVI VLD01 Art.3079P В НАЛИЧИИ SAV 38 Фарфор VIL75 ART.1167 PLM40
НАШ АДРЕС:
НЬЮ ЛАЙН Мебель из Италии и Европы, Дизайн Интерьеров
Кооперативная ул. д.3, корп.6
Схема проезда >>>
(495) 741-20-04
(499) 245-32-75
(963) 782-20-04
info@newline.ru

Группа Вконтакте
Группа Facebook

Выполненные работы и отзывы клиентов

Карта сайта

Мебель и интерьер

Фабрики, студии, дизайнеры

КЛАССИЦИЗМ - АМПИР

18.05.2016

Стиль ампир — высшая точка, а одновременно и завершающий аккорд за­родившегося во второй половине XVIII века классицистического направле­ния. Вызванный к жизни идеями Просвещения, классицизм был первым искусственным (т. е. возникшим не стихийно, а в результате планомерного изучения и культивирования античных образцов) стилем, но вместе с тем и первым проявлением эклектизма. Стиль Людовика XVI уже содержал все те элементы, которые, пройдя стадию стиля Директории, окончательно вы­кристаллизуются в формах ампира.


Если в предреволюционную пору античные мотивы включались в живой поток мебельного искусства, то после революции верх берет курс на прямое подражание римским формам. В эпоху наполеоновской империи класси­цизм перерождается в официальный, насаждаемый сверху стиль — стиль ампир. Этот завершающий этап классицизма длился с 1799 до 1815 года, до реставрации Бурбонов, хотя в отдельных случаях — главным образом, в парадных дворцовых интерьерах - влияние ампира можно проследить вплоть до конца 1820-х годов.
Период наивысшего расцвета стиля ампир приходится на десятилетие между 1804 (коронация Наполеона) и 1813 годом. Сущность этого стиля была откровенно выражена уже в самом его названии: ампир — от фран­цузского «empire», империя. Первый император Франции стремился окру­жить себя блеском и пышностью, какие окружали некогда римских импера­торов. Стиль ампир возник не в результате свободного, естественного раз­вития художественных тенденций, а создавался искусствено, по приказу сверху.
Формальный язык классицизма с одинаковым успехом служил королев­ству, буржуазии, а затем и наполеоновской империи. Демократическую строгость стиля директории теперь сменяют парадное великолепие и теат­ральный пафос ампира. Спальня первого императора Франции превращает­ся в некое подобие походной палатки римского полководца.
В отличие от стиля Людовика XVI освоение античных форм для мебели стиля ампир носит характер прямого заимствования. Поверхности предме­тов корпусной мебели снова начинают обрабатываться элементами класси­ческой архитектуры — колонками, пилястрами, карнизами, а в оформлении столов и кресел появляются декоративные мотивы, почти без всякого изме­нения перенесенные с античных образцов: сфинксы, грифоны, кариатиды, львиные лапы и др. Мастерам не удается достичь органического слияния форм мебели с античным резным и бронзовым декором. В этом плане ам­пир был до некоторой степени шагом назад по сравнению со стилем преды­дущей эпохи.
Никогда еще мебельные формы не были столь монументальными, ста­тичными, «телесными», как в эпоху Империи. Стилевое единство ампира, вытекавшее из строгого следования античным, главным образом древнеримским, образцам не только в мебели, но и в оформлении стен, в рисунке тканей для обивки, занавесок, постельных покрывал, - во всех элементах внутреннего убранства помещений. Однако и монументаль­ность и стилевое единство ампира носили явно программный, нормативный характер.
В интерьерах ампира царят покой, упорядоченность, полная уравнове­шенность частей и строгая симметрия; легкость и изысканность интерьеров предыдущей эпохи сменяются холодной торжественностью, фантазия — рассудочностью и точным расчетом. Полы настилаются паркетом, состав­ленным, как правило, из цветных пород дерева. Потолки окрашиваются в белый цвет и либо отделываются по углам простым декором, либо сплошь кессонируются по римскому образцу. Стены иногда затягиваются тканями, драпированными на манер античных одежд, либо оклеиваются обоями со строгим рисунком. Экономно введенные в колорит интерьеров светлые то­на и пятна позолоченной бронзы несколько смягчают строгость линий и суровость белого.
В наборе декоративных мотивов отразился воинственный дух эпохи; всевозможное оружие (копья, мечи, щиты), трофеи, факелы, лавровые вен­ки, пирамиды, часто повторяющаяся буква «N» (инициал Наполеона), — все это было призвано прославлять военные успехи первого французского императора. Наряду с древнегреческим и древнеримским орнаментом все чаще появляются мотивы египетского происхождения. Экзотический декор лишь усиливал театральный характер предметов обстановки и всего ин­терьера.